Добровольная ликвидация ООО: пошаговая инструкция (2019)

Добровольная ликвидация – это процесс не быстрый и ответственный, особенно если компания находилась на НДС, но если разобраться и найти хорошего бухгалтера, то эту процедуру может пройти сам директор без привлечения сторонней организации.

Ликвидация состоит из нескольких этапов, которые обязательны к исполнению:

Этап 1. Решением участников создается протокол общего собрания о необходимости ликвидации компании. Если участник один, то единоличное решение.

1.2. Определяются члены комиссии и избирается её руководитель. Часто комиссия состоит лишь из одного человека, который назначается «Ликвидатором» и несет всю ответственность за процесс ликвидации.

Этап №2.

2.1. В течение 3-х рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации, в налоговую подается нотариально заверенное уведомление по форме Р15001 и протокол собрания участников, либо решение единственного учредителя.

2.2. Спустя 5 рабочих дней после подачи документов налоговая инспекция вносит запись в ЕГРЮЛ о том, что общество находится в процессе ликвидации.

2.3. Также необходимо уточнить в Вашей налоговой инспекции нужно ли вам самостоятельно уведомить фонды ПФР и ФСС. Хотя информацию о закрытии ООО в фонды должна подавать сама налоговая инспекция, но лучше перестраховаться и уточнить.

Этап №3.

Публикация в «Вестнике государственной регистрации» нужна для того, чтобы возможные кредиторы увидели, что компания – должник ликвидируется и предъявили обществу свои требования. Стоимость публикации составит порядка 2 000 рублей.

Этап №4.

Уведомлять кредиторов о факте ликвидации необходимо не только через электронный журнал, но и отправить официальные письма на бланке компании по юридическим адресам всех партнеров, с которыми Вы взаимодействовали. У вас должны остаться доказательства того, что письма действительно были отправлены.

Этап №5.

Это самый волнующий этап, так как никто не хочет проверки от ИФНС. Поэтому к нему надо готовиться за ранее. Проверка не обязательно будет выездной, а может быть камеральной. Выездные проверки, как правило, происходят у компаний, работающих с НДС, компаний, имеющих крупные обороты за последние три года. Если компания практически не работала, оборотов давно не было, то проверка скорее всего будет камеральной. Но навести порядок в расчетах и всей документации необходимо заранее.

Если решение о выездной проверке уже вынесено, то до момента урегулирования всех возникших в ходе проверки вопросов к другому этапу переходить нельзя.

Этап №6.

После того, как опубликованный в «Вестнике» срок для предъявления требований со стороны кредиторов истек, необходимо составить промежуточный ликвидационный баланс.

6.1. Как правило на этом этапе необходим грамотный бухгалтер, так как часто допускаются ошибки при сдаче баланса.

6.2. Промежуточный ликвидационный баланс должен содержать:

- сведения об активах организации;

- информацию о требованиях, предъявленных кредиторами должнику;

- результаты рассмотрения требований кредиторов.

6.3. После того, как документ будет составлен его необходимо утвердить на собрании учредителей либо единственным участником, и оформить соответствующий протокол.

6.4. Далее, в налоговую инспекцию необходимо предоставить:

- нотариально заверенное уведомление;

- подготовленный промежуточный ликвидационный баланс;

- протокол либо решение об утверждении ликвидационного баланса;

- документы, подтверждающие публикацию в «Вестнике».

6.5. В течение 5 рабочих дней после принятия документов налоговая инспекция вносит соответствующие данные в единый государственный реестр.

Этап №7.

7.1. После того, как промежуточный баланс будет утвержден, ликвидатору необходимо рассчитаться со всеми кредиторами.

7.2. Долги необходимо выплачивать в следующей последовательности:

- работникам, перед которыми общество несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью;

- работникам по трудовому договору;

- расчеты по обязательным платежам в бюджет и фонды;

- долги перед другими кредиторами.

7.3. Если денежных средств на закрытие долгов не хватило, то на торги выставляется имущество компании, поэтому если нет уверенности в отсутствии задолженности, то процедуру добровольной ликвидации лучше отложить.

Этап №8.

8.1. Как только все долги будут погашены, подготавливается окончательный ликвидационный баланс, содержащий сведения об активах компании, которые должны быть распределены между участниками.

8.2. Окончательный ликвидационный баланс необходимо утвердить на общем собрании участников и оформить протокол (решение) об утверждении. Только после этого активы можно распределить между учредителями в соответствии с их долями в уставном капитале компании.

Этап №9.

После прохождения всех вышеперечисленных этапов необходимо подать в ИФНС окончательный пакет документов:

- нотариально заверенное заявление по форме Р16001;

- окончательный ликвидационный баланс;

- протокол (решение) об утверждении окончательного ликвидационного баланса;

- квитанция об оплате госпошлины в размере 800 рублей.

В течение 5 рабочих дней налоговая инспекция ликвидирует ООО и внесет соответствующие данные в ЕГРЮЛ.

После этого останется только:

- закрыть расчетный счет в банке;

- уничтожить печать;

- сдать оставшиеся документы в архив.