Грядущие перемены в процедуре упрощенного банкротства для физлиц

По предварительным данным процедура упрощенного банкротства станет доступна, как вновь заявившим гражданам, так и тем, кто уже обращался с заявлением, но решение принято не было по стандартной процедуре. Такую же возможность по собственному ходатайству смогут получить и физлица, которые уже запустили процедуру, а их кредиторы не возражают по этому поводу. Арбитраж утвердит соответствующее определение (см.д.1)

Причины изменений в законе о банкротстве физлиц

Стандартная процедура банкротства граждан, принятая и действующая уже два с лишним года, оказалась «не по карману» людям, что вынудило большую часть потенциальных банкротов отказаться от возможности снять с себя долги.

По информации Бюро кредитных историй, в течение прошлого года претендовать на статус банкрота могли 698 тысяч россиян, однако инициировали процедуру всего 29 900 из них.

Основанием для начала разработки проекта послужили обращения в Министерство экономразвития от людей, которые оказались в сложной ситуации, не имея финансовых возможностей начать процедуру банкротства. Рассматриваемый ныне механизм «списания долгов» нацелен прежде всего на самую уязвимую категорию физлиц, не имеющих в своем распоряжении достаточно активов и дополнительных доходов.

Противоречия

Впечатляющее начало, вещающее о добавлении фразы «…освобождение гражданина от долгов» (см.д.2). Но так смело сформулированное нововведение, может дать ложную надежду задолжнику, потому как об обязательном снятии долгов, оставшихся после продажи имущества и погашения по кредитным обязательствам, предлагаемый проект ничего не говорит. Это означает, что не исключен риск остаться должником (см.д.3).

Как быть с арбитражным управляющим?

Новый проект упрощенного банкротства не предусматривает обязательного участия арбитражного управляющего (см.д.4). То есть, можно либо самому выступать в роли финансового управляющего в процессе, со всеми вытекающими последствиями, либо подать ходатайство о предоставлении АУ (см.д.5) и оплачивать его услуги, как в стандартной процедуре. Вознаграждение управляющему, который был назначен, может быть возмещено только после выплат по расходам на проведенную процедуру из конкурсной суммы.

Возможен вариант, когда в процессе процедуры финуправляющий может быть введен по требованию кредитора ответчика. В этом случае затраты по услуге ложатся на ходатая, который, в результате, может остаться без возмещения.

Но, справедливости ради, нужно сказать, что даже с оплатой арбитражного управляющего, получение статуса банкрота обойдется значительно дешевле, за счет упрощения самой процедуры.

Порядок проведения процедуры

С учетом внесенных изменений, при признания гражданина банкротом реструктуризация долга не предусматривается (см.д.6). Но и собрания кредиторов тоже не понадобятся, как и выяснение фиктивного или преднамеренного банкротства, которое уже не будет обязательным (см.д.7).

Процедура признания может быть начата только по личному заявлению должника (см.д.8). К заявлению потребуется соответствующий пакет бумаг, которые дадут ясное понимание о состоянии счетов, наличествующем имуществе, кредиторах. При отсутствии перечисленного, физлицо обязано декларировать это обстоятельство в заявлении. Документального подтверждения не требуется (см.д.9). Имущество реализовывается должником, а затем должен быть составлен отчет о вырученных средствах.

«Свобода совести» в упрощенной процедуре

Условия прохождения упрощенного банкротства в рассматриваемом проекте довольно лояльные, и строгий контроль отсутствует. Разработчики полагаются на разумные действия должника и его добросовестное отношение к своим кредиторам (см.д.10), доходам, имуществу, поступающему в собственность. Остается вопрос, не вскружит ли голову гражданам «самоконтроль» при соблазне сокрытия доходов?

В другой стороны, законодатель в новом проекте ужесточил правила для открытия самой процедуры. Для положительного рассмотрения в пользу гражданина установлено несколько критериев (см.д.11):

  • объем денежных обязательств не должен быть ниже 50 000 и не превышать 70 000 рублей;

  • задолженность не должна превышать 25% от общего долга, образовавшегося в течение полугода;

  • доход заявителя должен составлять не более 50 000 среднемесячно уже после проведенных отчислений;

  • кредиторов должно быть не более десяти;

  • заявление может быть принято, если в течение года претендент на банкрота не делал подарков на сумму, превышающую 500 000 руб. и не продавал имущество на сумму от 2-х миллионов рублей;

  • новая процедура банкротства может проводиться не ранее, чем через десять лет после предыдущей;

  • отсутствие непогашенной судимости по преступлениям/правонарушениям экономического характера.

Еще одним фактором дополнительного контроля за реальным состоянием дел физического лица, является заинтересованность его кредиторов в получении своих доходов. В этом смысле, львиная доля ответственности ложится именно на их плечи, выражаясь в предоставленных правах:

  • подавать заявление на признание гражданина банкротом на общих основаниях, как только узнает о решении должника получить статус банкрота по упрощенной схеме (см.д.12);

  • подавать ходатайство по поводу остановки упрощенного банкротства с целью его перевода в стандартный режим;

  • опротестовывать сделки физлица;

  • требовать мероприятий по реализации имущества задолжавшего, определять руководителя торгов (см.д.13).

Все расходы по проводимым мероприятиям, предусмотренным правами кредитора, ложатся целиком на него же.

Реально ли доступно станет упрощенное банкротство

Сама по себе упрощенная процедура финансово станет намного доступнее, особенно с учетом возможности не нанимать арбитражного управляющего. Пакет документов, хоть и с более высокими требованиями, все же можно оформить. В крайнем случае, помогут консультанты МФЦ. Однако, весьма сложно придется самостоятельно оппонировать кредиторам, а услуги квалифицированного адвоката будут стоить недешево.

Бесплатная адвокатская помощь

В министерство экономики было внесено предложение от палаты адвокатов добавить в проект изменения, предусматривающие представительство должников адвокатами и АУ, бесплатную адвокатскую помощь.

Не совсем понятно, зачем проводить оплату адвокатов с недостаточным опытом в подобных делах, за госсчет, если это могут выполнять финансовые управляющие?...

Список-сноска документов:

д.1.п.2, п.3 Главы 2 Проекта ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (в части введения упрощенной процедуры банкротства граждан)» 

д.2.п.1, ст.1 Проекта ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (в части введения упрощенной процедуры банкротства граждан)» к абзацу 18, ст.2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

д.3.ст. 213.28 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

д.4.п.1, ст. 223.5 Проекта ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (в части введения упрощенной процедуры банкротства граждан)» 

д.5.п.4, ст. 223.5 Проекта ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (в части введения упрощенной процедуры банкротства граждан)» 

д.6.абз.2 п.2. ст. 223.2 Проекта ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (в части введения упрощенной процедуры банкротства граждан)»

д.7.пп.2, пп.4, п.4 ст.223.5 Проекта ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (в части введения упрощенной процедуры банкротства граждан)»

д.8.п.1 ст. 223.3 Проекта ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (в части введения упрощенной процедуры банкротства граждан)»

д.9.абз. 11, ст. 223.3 Проекта ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (в части введения упрощенной процедуры банкротства граждан)»

д.10. п.2 ст. 223.5 Проекта

д.11. п.1, ст. 223.2 Проекта

д.12. п.7 ст.223.3. Проекта

д.13. п.8 Статья 223.5 Проекта